Художники давно вийшли за рамки полотна і використовують як основу для своїх шедеврів будь-які матеріали. Але чи можна уявити у якості полотна поверхню води, таку не постійну і мінливу? Чи можна створювати картини на водній гладі з декількох крапель фарби? Та чи будуть це справжні картини? Або це буде просто зафарбована вода? На всі ці питання відповість Ганна Іванова (AnnIva.).
>Ганна Іванова – художниця в техніці Ебру – малюнки по воді. Малюнки, які народжуються під руками майстра, завжди неповторні і граціозні. Барвистий танець, крапля за краплею, створюється на воді, а потім переноситься на поверхні паперу, тканини. Художниця також робить авторські хустки з використанням техніки малювання по воді.
«Із уст в уста, від майстра до майстра – так 50 років»
– Чому Ви обрали саме такий псевдонім – AnnIva?
– Мое имя Анна Иванова, у меня распространенная фамилия, и когда я начала заниматься этим творчеством, я решила взять себе ник AnnIva . Это даже не псевдоним – это ник. Я сократила свою фамилию, чтобы было легче произносить и воспринимать за границей.
– У чому особливості техніки Ебру ?
– В любой технике рисования обычно наносится краска на твердую поверхность: на стену, холсты, деревяшки разными материалами. А в технике Эбру исключительная составляющая – такая зыбкая основа. Считается, что мы рисуем по воде, но это не вода, это больше кисель. Была такая забавная история: у меня есть очень хороший знакомый, химик, и восемь лет назад я говорила: «Я рисую на воде», а он мне говорит: «так, подожди, стоп. Ты просто берешь воду и на ней рисуешь?», я говорю: «нет, я сгущаю раствором», а он мне спокойно отвечает: «тогда это раствор».
Смысл остается в том, что эбру – рисунок на жидкости. Плюс, ко всему, рисуется очень жидкими красками, то есть краски – это такое сочетание большого количества воды, в котором находятся пигменты и добавляется ещё обязательный предмет, который позволяет пигментам растечься на поверхности – так называемые павы (это поверхностно-активные вещества). Но, основное – это то, что есть жидкость, на которой мы рисуем и есть жидкость, которой мы рисуем. Это основная особенность эбру.
Раньше было только традиционное эбру, делали только бумагу, которой украшали книжки. Там делали обложки и форзацы. Но, сейчас существует и такое фигуративное эбру, когда рисуются картинки, которые используются в разных отраслях. Например, я занимаюсь тем, что ещё дополнительно делаю иллюстрации к спектаклю. То есть люди сидят в зале, а я всё это рисую. Уже 16 спектаклей прошло за 4 года в Москве в «Доме музыки».
Эбру начало использоваться именно в творческой составляющей. Начали делать картины, особенно реплики каких–то знаменитых картин. В прикладной части эбру рисунок переносится на ткань и люди делают разные вещи: шарфы, кофты, юбки, сумки и т.д.
– Як взагалі виникла техніка Ебру, яка її історія?
– Эта техника очень-очень древняя, которая пришла с Востока и была распространена максимально в разных местах. Но, в какой-то момент эта техника забылась, потому что все рисунки, которые делаются в этой технике, в основном, переносились на бумагу. Потом это перенеслось в книгопечатание. Так вот, второй пласт, в котором использовалась эта бумага для каллиграфического написания молитвы, только в Турции. Это сохранилось и турки очень бережно сохранили и донесли это до нашего времени. Соответственно, турки и показали миру, то есть, как бы возродили. 50 лет примерно они молчали, скрывали эту технику, передавали из уст в уста, от мастера к мастеру, а потом они всё это раскрыли. И, понятное дело, сейчас считается что эта техника турецкая и все основные мастера в Турции.
Сама техника заключалась в том, что есть густой раствор, который делался по определенной технологии, совсем давно это был экстракт колючки гевена и на нём делали настойку, получали такой киселеобразный раствор, на котором можно было рисовать.
Но всё это было муторно и, в какой-то момент, поняли, что можно сделать точно такой же раствор с водорослями каррагинан. Он очень хорошо подходит для именно этой техники. Все мастера делали краски сами. Они брали какой-то кусок камня, глины, либо ещё чего-то, всё это мелко перетирали, добавляли туда воду очень аккуратно. Эбру – это вся философия: как мы делаем краску, как мы делаем раствор, как мы делаем картину, какой кисточкой мы рисуем.
Сейчас существуют готовые краски, но они на акриловой основе. И получается так: просто банку открываешь и рисуешь. Современные краски – это такая лайт-версия. Но она больше направлена на детей. Мы, с моими хорошими знакомыми: Олей Кауровой, Катей Савельевой, Татьяной Кирилловой, это поняли, чтобы больше популяризировать это направление. Но, при этом, с готовыми красками теряется вся философия традиционного эбру.
«Мені туди треба …»
– Як Ви прийшли до цього напряму?
– Я думаю, как и у многих. Моя очень хорошая знакомая пригласила меня на презентацию с таким красивым названием «Эбру». Я человек такой интуитивный и моя первая реакция была: «мне туда надо». И я ринулась, все это увидела, сказала «вау» и загорелась. Но, так как именно в тот момент было очень мало информации об этой технике, мы, с моими знакомыми, начали потихоньку сами экспериментировать. Я считаю, что все, кто давно занимается эбру, лет 11-12, фактически научились сами, параллельно общаясь друг с другом. Потому что турки еще 10 лет назад не рассказывали об этой технике.
Так как я не знаю турецкий и плохо знаю английский, для меня было сложно. А вот Таня Кирилова (та самая знакомая) приехала в Турцию и ей говорят: «9 месяцев и ты научишься делать краску». Но, во-первых, на наш менталитет это вообще никак не укладывается: как это 9 месяцев чему-то учиться. И она сказала: «Так, стоп. Я сама научусь». И вот мы начали учиться понимать: что это и как работает.
И после того, как мы поняли: как это делать, турки нас приняли, они говорят: «Подождите. А чему мы вас будем учить, если вы сами все уже умеете?». Хотя, в эбру есть куда двигаться. Потому что, например, сейчас я на уровне 3 класса в своем мастерстве, а у них мастерство на уровне докторов наук. Но и это мастерство только у единиц.
Забавная история. В течении 3 лет я каждый день выставляла в Facebook свои картины и одна девушка мне написала: «Аня, ты зомбируешь всех этим эбру!», а я говорю: «Это же хорошо. Классно, представь, если бы каждый человек был зомбирован творчеством. Чем-то таким прекрасным. Чтобы мы были зомбированы только этим и ничем другим». И я знаю многих людей, которые, так же, как и я, очень бурно реагируют на эбру. Да, я пыталась пробовать другие направления, но эбру меня захватил, потому что я вижу куда расти.
– Як відбувається цей процес зомбування інших людей?
– Я считаю, что мне разрешено всю эту красоту показывать миру. Причём, я же не занимаюсь только очень узким каким-то составляющим, например, только традиционным эбру. Я делала очень долго платки, примерно лет 5.
Потом я преподаю эбру, как традиционное так и фигуративное (картины, которые сохраняют сходство с реальными объектами). Может быть, не на том уровне, как турки, но, всё-таки, у меня есть какие-то навыки. Я делаю, например, иллюстрации книжек.
Мы ездим в детские дома, я занимаюсь там с детьми, мы делаем ткань, кепки, кеды. Мы ещё с подругами делаем материалы для эбру, то есть я еще одна из создателей бренда красок для детей.
И вот, через всё это, я постоянно рассказываю про эбру и, надо сказать, что людей это цепляет. Очень многие занимаются эбру, может быть, не так много как тех, кто занимается акварелью или маслом, но эбру-тусовка очень большая: в Украине, в России, в Европе и, соответственно, в Турции.
– Ви сказали, що викладаєте ебру. У Вас є своя онлайн школа чи своя студія?
– Я давно очень хотела сделать онлайн-школу, потому что по Skype, например, учить очень тяжело. Потому что у меня всё оборудование классное и человек видит всё хорошо, но с той стороны оборудование, чаще всего, плохое и очень-очень сложно было определенным образом руководить руками или головой. Это сложный процесс. Думаю: «Господи, ну надо же что-то начать», и я решила открыть свою школу онлайн.
Я еще на начальной стадии всего этого, не очень разобралась с некоторыми нюансами. Эта онлайн школа совсем молодая. Ей где-то 2 месяца. У меня основная деятельность рекламная идёт в Instagram, там есть ссылка. Можно перейти по ссылке и зарегистрироваться.
Как только человек нажимает эту кнопку, он попадает на первый бесплатный урок, в котором я рассказываю про краски, которыми рисовать. Я рекомендую, для начала, попробовать простые краски, основателем и представителем которых я являюсь. Потом, можно увидеть: что, где, куда, пройти бесплатный урок, попробовать вместе со мной нарисовать пробный цветок. Ну и, соответственно, если человек говорит: «да, это моё», следует диалог о продолжении обучения.
Почему цветы? В Турции помимо вот этих подходов баталов (фоны, которые переносятся на бумагу и на форзац книги) еще разрешено рисовать цветы, и там есть традиционные цветы. Когда я начинала, очень сильно увлеклась ими. Но, мне скучно рисовать одни только тюльпаны или одни розочки, и я всё это вложила в свой курс “Эбро-цветы”. И там 20 цветов, каждый из которых имеет по 3-4 видео: пошагово, от простого к сложному. И здесь получилось так, что это стало удобно: люди смотрят видео уроки, потом мне присылают на проверку свои видео работы. Плюс, вопросы могут задать, и у нас идёт диалог и девочки очень успешно начали заниматься. Странно, но в Турции мастера, в основном, мужчины, ну кроме Фирдевс (турецкая художница эбру). А у нас мальчики отваливаются, ну просто вот на раз.
Также, вот сейчас идет курс по эбру-шоу. Учащиеся делают ролики в два этапа: рисуют и монтируют видео. И вот я это всё сейчас пытаюсь сделать.
“Ебру – це емоції “
– Як приходять ідеї картин?
– Для меня это довольно сложный вопрос, потому что от меня все ждут чего-то интересного и оригинального, а так как я рисую каждый день, в какой-то момент начинаю понимать: я выдыхаюсь. Вообще, для мастеров эбру весь мир выглядит в кружочках. То есть, когда я смотрю на жучка, я быстро представляю: как я его в этих кружочках рисую. Вот увидела жучка или какой-то поворот, смотрю на небо и вижу там красивые облака, вижу вашу улыбку и хочу нарисовать именно вашу улыбку, а не улыбку Джоконды. Так вот, для меня идея – это что-то новое.
У меня есть какие-то ассоциативные вещи, например, с музыкой. Я слышу музыку, понимаю какие там акценты и мне приходят картинки в голове. Вода тоже позволяет увидеть что-то новое, и важно иметь некую наблюдательность и фантазию. Разводы в эбро все очень причудливые, и если попробовать всмотреться, то можно увидеть в этом какую-то историю или фигурку. Вот у меня работает это таким образом.
– Тобто, ебру – це більше емоції і Ви втілюєте у своїх картинах емоційну складову?
– Очень бы хотелось, чтобы какие-то художники эбру научились делать максимально художественно и интересно, а не репликами. Мы, все-таки, делаем все реплики. Окей, может, не знаменитые картины. Но, все равно, мы смотрим что-то, где-то и перерисовываем в эбру. Да, я перерисовываю, но пытаюсь вложить в это какую-то свою эмоциональную составляющую.
Например, художники делают картины больше с мастерской составляющей. А я не художник: не училась этому и не умею рисовать, скажем, на бумаге, зато я умею рисовать только на воде. Это реальность. Я когда рисую карандашом, я нарисую вам такое… что просто жесть. Конечно, получается, что эмоционально картинка на воде у меня клёвая, а с точки зрения художественной составляющей – не очень.
– Що Ви робите зі своїми картинами: продаєте чи даруєте?
– Ну, я не продавец. Я делаю работы очень мало. Потому что сейчас делаю спектакли и их много, это довольно сложный процесс. Конечно, я выкладываю свои работы на каких-то сайтах, например, Instagram или Facebook. Было несколько людей, которые увидели картину и сказали: «Вау! Я её хочу». И тогда я их продаю.
Понятное дело, что мои друзья и мои знакомые максимально покупают мои работы, или я их дарю. Иногда бывает, что я прихожу к ним домой, смотрю на картину и понимаю: она на своём месте. Таким образом, я продаю свои работы. Редко, но продаю. У меня квартира вся в картинах. Плюс, у меня еще и дочка художница. Помню, к нам приехали родственники и маленький мальчик говорит: «Музей». У нас нет ни одной стенки, на которой не висели бы картины. Так что, картины висят везде и радуют нас и наш взгляд.
– Як щодо своєї виставки: чи думали Ви зробити виставку своїх робіт?
– Да, но я не очень верю в выставки. Что такое современные выставки? У тебя есть деньги, ты договариваешься с галереей, вывешиваешь туда свои работы, за деньги делаешь рекламу, за деньги приглашаешь кого-то. Наверное, я выросла из этого. Если есть какие-то выставки, на которые меня приглашают, то с удовольствием. Но, опять же, все равно ты платишь деньги за то, чтобы тебя посмотрели. Конечно, хотелось бы, чтобы мне сделали выставку, как великому художнику, без этой денежной шелухи. Но, это современный мир, к сожалению. Плюс, нет народу. Люди не идут на эти выставки. Люди, не зная технику, думают что это ребенок рисовал. То есть, для начала нужно поднять понимание эбру. Чтобы на выставки ходили.
– Як мистецтво допомагає у повсякденному житті?
– Иногда так устаёшь, а потом посмотришь, например, на какую-то классную и великую картину, тебя туда затянет и понимаешь: все, что происходит, тленно. Оно уходит. А вот это великое искусство остается. Оно цепляет и отпускает нас и наши мысли.
Мы же все бегаем. Вот знаете чем еще эбру классное, и искусство, в целом? Когда мы все торопимся, а мы торопимся даже из комнаты на кухню, и не можем остановиться, искусство нам помогает в этом. Искусство помогает остановиться. А дальше уже другой процесс – эмоции. Тебя может куда-то вернуть, ты можешь что-то вспомнить, что-то осознать. И все, что нас может остановить – искусство, но если ты полностью фокусируешься на этом. Это такая вот остановочка.
– Чи є у Вас кумир?
– У меня кумиры в плане технике, а не творчестве. Вот в этом смысле наверно они для меня кумиры. Например, Гарип Ай – турецкий мастер и он делает фантастически красивые картины. Но, все равно, я как бы восхищаюсь его работами, но не ставлю его как кумира. Второй человек, который восхищает, и к которому стремятся многие в технике эбру, это Фирдевс. Она рисует потрясающие цветы. Она это сделала, как какой-то конкретный культ. Но, опять же, я не могу сказать, что она мой кумир, но когда я смотрю на ее работы, я радуюсь, что можно сделать такое в эбру. Но, что быть не их подражателями, а стоять рядом с ними, нужно рисовать и тренироваться. Только тогда ты приходишь к какому-то результату. Так вот, для меня они кумиры именно в мастерстве.
– Чи є ідея, яка на сьогоднішній день здається нездійсненною?
– Есть, но она лично для меня несбыточная. Для других мастеров она, может быть, вполне реальная. Может когда-нибудь у меня будет свое помещение и я смогу сделать себе занавески не с принтом, а именно с четкой картиной. И для этого нужен поддон и помещение. В эбру можно взять картинку и потом перенести ее на сумки, кошельки, юбку, кеды, кепки. Но это будет больше принт.
– З якими проблемами можуть зіткнутися люди, які тільки придивляються до техніки Ебру?
– Первая трудность – на картинке или видео, где показывают как делают эбру профессионалы, складывается ощущение: «это все легко». Как только ты начинаешь это делать, понимаешь, что это нифига не легко.
Второе и третье: когда люди начинают пытаться уходить от готовых красок, появляется проблема в нехватке материала, но все в эбру очень дорогое. Нужно покупать материал, раствор портится, краски кончаются быстро. И, чаще всего, все ломаются на цене. Это именно из-за того, что нет готовых дешевых материалов. Не говоря про традиционное эбру, так как это природные материалы.
И еще один. Была у меня история, на одном мастер-классе. Пришла девушка и говорит: «Я занимаюсь песком и поняла, что хочу заниматься эбру. Я стану мастером эбру». Она единственная, кто остался мне помогать убирать после мастер класса, мы убирались 1.5 часа. Пока мы все вымыли, пока мы все банки закрыли и она такая: «Я поняла. Песочек это все легко: подмел и выкинул. Нет, эбру будет моим хобби». Вот это вот процесс уборки довольно сложный и долгий.
Еще тяжело притащить поддон, раствор, краски пооткрывать. Это не листик бумаги и карандаш. Когда мы приезжаем на мастер-класс, у меня большая машина с большим багажником, а в машине у меня эбру. И невозможно поставить туда что-то еще. Это все отрезвляет.
Но, если вы все таки решили заниматься эбру, то нужно быть смелым. Не нужно бояться этих всех трудностей и опускать руки. Нужно идти вперед, учиться, развиваться, тренироваться. Тогда вы достигнете больших успехов. Поверьте, эбру того стоит.