Абстрактний живопис стрімко набирає обертів. Навіть у соціальних мережах дуже часто можна побачити, як художники розливають фарбу по полотну. Змішування компонентів і матеріалів, їх взаємодія породжує унікальні роботи. По-іншому ця техніка називається «флюїд-арт». Про цей напрямок мистецтва розповість художниця у стилі флюїд арт – Таїсія.
– Розкажіть про флюїд арт та його особливості.
– Я только недавно узнала, что флюид арт – современное направление и его изучают на профессиональных курсах. Флюид арт – это рисование жидким акрилом на основе медиума. В основном, используется акрил, но также это могут быть колеры или другие краски. Медиум это жидкость для изменения свойств красок, благодаря которой краска получает способность течь по холсту или другой поверхности. Они бывают разными: которые замедляют скорость сушки или наоборот ускоряют, увеличивают насыщенность, добавляют краскам матовость или глянцевость. Конкретно во флюид арте, медиум нужен для того, чтобы добавить краске текучесть. Это разрешает выливать краску на холст и её там двигать. Медиумы можно купить готовые у тех, кто занимается резин артом, ведет мастер-классы или можно найти в строительном магазине. Самые простые медиумы, которые можно создать дома: строительный лак и клей ПВА с водой. Конечно, нужно придерживаться определенных пропорций.
В основном, флюид арт ближе к абстракции, где нужно увидеть силуэт, чувствовать цвет и композицию. Но многие художники пытаются приблизить картины к реальности и сделать что-то такое, что изначально запланированное. Все равно, тут все уходит больше в химию и физику. Результат зависит от: плотности материала, красителя, медиума. Больше опыта и времени уходит на смешивание и наблюдение за тем, как это все себя поведет.
– Як Ви почали малювати у цьому стилі?
– Я начала рисовать в направлении флюид арт чуть больше года назад. Сначала я заинтересовалась акрилом, потом увидела в интернете, что есть такой жидкий акрил и впоследствии подумала: почему бы не попробовать, если у меня все материалы для этого есть. Я искала уроки, но на тот момент были видео на английском, французском или немецком языках. Многое приходилось додумывать и экспериментировать.
Меня зацепило то, что не нужно ничего придумывать. Я по своему настроению думаю, какие я буду использовать цвета, где-то в процессе уже могу подумать, какую использовать технику, потому что техник достаточно много и от них будет зависеть, что получится в конечном итоге. Это больше какое-то бессознательное рисование. Например, поначалу у меня была концепция, я думала: сделаю вулкан. Если просто красками, карандашами или чем-то еще можно изобразить прямо вулкан, то во флирт арте это будет какая-то часть вулкана, которую не все распознают. Но во флирт арте проще рисовать, потому что нет четких образов.
Плюс, нет правил именно в рисовании. Например, в академическом рисовании нужно по правилам рисовать, придерживаться пропорций или начинать рисовать акварелью темного цвета, а не светлого и так далее. Все равно, есть правила при смешивании краски и медиума: сколько добавлять краски и медиума, каких пропорций стоит придерживаться, какой результат получиться, если смешать столько и столько. Я сначала думала: не буду я считать, я и сама решу, что, сколько и куда нужно. Первая моя картина не получилась, она лежала пару месяцев на полке. Потом, когда у меня заканчиваются все поверхности, достается какая-то старая работа, и заливается новыми красками. Это еще один такой плюс флюид арта: можно взять старую картину и, чтобы холст не пропадал впустую, нарисовать новую поверх старой. Я поняла, что, все-таки, нужно считать пропорции.
Мне кажется в мире искусства это направление не особо признанное, хотя художники рисуют, выкладывают свои картины в социальные сети, пытаются выставки какие-то сделать. Все равно, не многие же знают о флюид арте. С другой стороны, это некий плюс: можно быть новатором, придумать свою технику, которую еще никто не использовал.
– Які техніки існують у флюїд арті?
– Техники – это одно из самых главных во флюид арте, от него зависит окончательный рисунок. Например, можно просто выливать краску и размазывать ее по холсту, а можно ее выливать каким-то определенным способом, чтобы получить определенный эффект. Самая простая и распространенная техника – «грязный стакана». Она заключается в том, что вся краска сливается в один стакан и переворачивается на холст, и все краски расплываются. Но нужно придерживаться правильных пропорций.
Вторая техника немного похожа на предыдущую, но тут уже два стакана и не просто всё подряд смешивается, а выбирается базовый цвет: белый или черный. Потом подбирается палитра, чтобы это было гармонично, а не серо-буро-малиновый. В два стакана сливаются цвета, переворачиваться стаканы и осторожно растягивается по всему холсту.
Еще одна техника «ринг». На самом деле, это все такие неофициальные названия, на русском я их не видела, они есть только в англоязычных видео уроках. Техника «ринг» заключается в том, что в один стакан наливается два или три цвета и круговыми движениями, тонкими полосками всё сливается на холст. Потом все краски растягиваются.
Техника «свайп». Она так и применяется, как мы привыкли: краска льется полосками и растягивается по холсту. Получается, что один слой краски преобладает над всеми остальными.
Также их можно комбинировать друг с другом. Кто-то рисует веревками перья или цветы: окунают веревку в краску и протягивают по уже залитому базовым цветом холсту. Кто-то ведро подвешивает и получается геометрия или что-то вроде того это. Это такие основные краски.
– Деякі люди, коли бачать таке малювання з відром, думають: скільки ж багато фарби використано даремно.
– Да, я слышала такое много раз. Самое интересное: в этом ведре краски примерно одна столовая ложка, а все остальное это медиум. По сути краски не так уж много, а если это еще и колер, он дешевле, чем акрил, то рисование стоит не дорого.
– Як відбувається процес малювання у стилі флюїд арт? Звідки черпаєте ідеї?
– Само рисование происходит интуитивно. Сначала ты садишься, примерно представляешь: какие цвета будешь использовать, базовые или яркие, какой материал будешь замешивать, какой краситель использовать, потому что каждый краситель ведет себя по-своему. Потом все цвета смешиваются в стакан. Самый долгий процесс – это выбор красок и смешивания их до нужного цвета и консистенции. Это такой медитативный процесс: можно подумать, помечтать, представить картину и т.д.
Нужно еще выбрать холст. Это могут быть любые материалы: ДСП, виниловые пластинки, камни, посуда и все, что придет в голову. Но любую поверхность перед рисованием необходимо загрунтовать акриловым грунтом и еще 24 часа ждать, пока он застынет. Я обычно сразу все грунтую, чтобы потом не тратить время, если придет вдохновение. Сейчас в подготовительный процесс входит еще и настройка камеры и света.
После такой подготовки, можно рисовать. Сам процесс, если использовать технику «перевернутый стакан», занимает 3-5 минут, рисование техникой «свайп» занимает 10-15 минут. Больше времени занимает подготовка, чем само рисование. Многих привлекает, что не нужно сидеть по несколько часов все это штриховать или торопиться, потому что краска быстро засохнет.
После этого, нужно еще ждать часов 12, чтобы все высохло. Тут свои нюансы: краски могут потемнеть, разойтись, расползтись по холсту, если поверхность для сушки не ровная. По сути весь процесс занимает около суток, это если не вскрывать лаком.
– Для кого підійде малювання у стилі флюїд арт?
– Для любого человека, который захочет. Нужно только посмотреть по маркировке, с какого возраста можно использовать краску и медиум. Если нет ограничений по возрасту и нет аллергии на краску, то абсолютно любой может научиться. Сейчас еще много мастер-классов по флюид арту и смоле. Это достаточно удобно: не нужно изучать пропорции, подготавливать холст и раствор. Человек пришел на мастер-класс, там уже все готово, и остается только нарисовать картину, которую потом можно повесить дома или подарить. Это как почувствовать себя художником на один вечер, особенно, если человек думает, что не умеет рисовать. Во флюид арте рисовать могут все. Плюс, это такая медитация: ты погружаешься в процесс, думаешь о будущей картине и забываешь обо всех своих проблемах.
– З якими труднощами може зіткнутися на початкових етапах художник-початківець?
Самое первое – это затраты. Но тут я точно не скажу, во сколько выходить такое хобби. По началу, я много тратила денег, потому что мне не нравится рисовать колером, мне нравится именно акриловая краска, это довольно ощутимая разница. Можно купить краску и медиум дешевле, если есть большое желание рисовать, а средств не много.
Это довольно грязное хобби: краска не отстирывается от одежды, если от стола еще как-то можно оттереть, то всё остальное не особо. У меня была раньше униформа для рисования и она вся в краске. Стол, на котором я рисую, тоже не оттирается. Поэтому нужно всё застилать по максимуму.
С первого раза не всегда получается полноценная картина. Из-за этого многие очень расстраиваются, и не хотят дальше заниматься. Главное не опускать руки и не бояться экспериментировать. Во флюид арте самые удачные работы получаются на неудачных, когда запланировано одно, в процессе получается другое, ты быстренько включаешь мозг и за 2-5 минут как-то поправляешь картину. Иногда получается некая дисгармония в картинах. Хотя она выглядит довольно привлекательно. Главное, чтобы понравился результат. Иногда получаются практически одинаковые картины, схожи деталями. Но это можно исправить: добавить блесток, подправить кисточкой или смыть краски и нарисовать все заново.
Я рекомендую обратить внимание на рисование смолой, потому что тематики очень близки, их можно комбинировать. То есть расширяется диапазон возможностей: можно на одном акриле или колерах рисовать, а можно добавить другие направления и тогда получается совершенно новая и необычная работа.
– Ви згадали малювання смолою. Що це за напрямок?
– Это направление называется резин арт. Оно похоже с флюид артом, по крайней мере в социальных сетях очень часто можно увидеться эти два направления вместе Рисование смолой отличается тем, что получается потолще слой, можно заливать в несколько слоев, можно добавлять перламутровые пигменты. Очень часто смолой рисуют космос, морскую пену и волны, добавляют туда мох и картины получаются очень реалистичными. Года два-три назад делали украшения из смолы.
Почему я его упоминаю вместе с флюид артом? Их часто комбинируют: часть картины заливают жидким акрилом, а другую половину – смолой. Смола добавляет блеска, в отличие от лака, она ложится плотнее. Но вот с ней работать сложнее, потому что нужно работать в респираторе, перчатках, нужно придерживаться правил безопасности и рисование занимает около двух-трех часов.
Понятное дело, что с первого раза может не получится. И во флюид арте и резин арте, главное, не расстраиваться и не опускать руки. Нужно больше экспериментировать, активно изучать техники в интернете. Не бояться показывать свои работы всему миру. Тут, действительно, есть куда расти. Любой может придумать свои техники и методы рисования. Главное, упорно трудиться, вдохновляться и вдохновлять других.